С 2022 года Казахстан развивается в системе политических координат, заданных действующим президентом страны Касым-Жомартом Токаевым. Прошедшие 20 марта т. г. досрочные парламентские и местные выборы фактически поставили точку в начавшемся в 2019 году процессе транзита президентской власти. Вместе с тем продолжается ревизия политического наследия экс-президента республики Нурсултана Назарбаева, включая Стратегию «Казахстан-2050» и ряд других важных документов.
Все это также относится к политике развития единства многосоставного казахстанского общества. Особенно это актуально в связи с появлением новых линий разлома под влиянием прошлогодних январских событий и специальной военной операции России на Украине. При этом основной акцент делается на обеспечении согласия в сфере межэтнических отношений. Следует отметить, что в настоящее время в Казахстане при общей численности населения в 19 808 430 человек проживают представители 124 этносов, включая казахов (70,6%), русских (15,1%), узбеков (3,2%) и т. д.
Еще 21 октября 2021 года, выступая на расширенном заседании Совета ассамблеи народа Казахстана (АНК), глава государства заявил о том, что «единство в многообразии – это наш фундаментальный принцип сохранения и упрочения национального единства». Кстати, в апреле того же года председательство в АНК перешло от Нурсултана Назарбаева к Касым-Жомарту Токаеву, что повысило уровень участия этой структуры в реализации рассматриваемого направления государственной политики.
Отмеченный выше принцип нашел свое отражение в Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022-2026 годы, утвержденной указом президента РК от 15 сентября 2022 года. Помимо него, укреплению общенационального единства также должны способствовать принципы казахстанского патриотизма, гражданского равноправия, объединяющей роли государственного языка, постоянной модернизации нации и интеркультурализма. Примечательно, что последний вошел в официальную терминологию Казахстана сравнительно недавно и, судя по всему, призван стать основой государственной политики в сфере межэтнических отношений.
Интеркультурализм является альтернативой западным моделям «плавильного котла» и мультикультурализма. Если первая из них предполагает максимальное слияние всех этносов и культур в одно сообщество с минимальными различиями (США), то вторая, наоборот, основана на сосуществовании в одном социальном пространстве разных этнокультурных сообществ, в определенной степени обособленных друг от друга (страны Европы). В отличие от них интеркультурализм выражается в объединении разных этносов в единое сообщество при сохранении и официальном признании их самобытности.
Казахстанский вариант интеркультурализма при этом предполагает равенство всех граждан перед законом, овладение ими государственным языком и недопущение создания замкнутых культурных сообществ. Последний из этих моментов, судя по всему, обусловлен серией локальных межэтнических конфликтов, произошедших в 2015-2020 гг. в разных населенных пунктах Казахстана с компактным проживанием представителей отдельных некоренных этносов (таджики, турки, дунгане). Одним из факторов, влияющих на возникновение данных конфликтов, является определенная этнокультурная изоляция соответствующих групп.
Практически все принципы, представленные в указанной концепции, были отражены в выступлении К.-Ж. Токаева 27 апреля т. г. на XXXII сессии АНК. Прежде всего, он подтвердил приверженность политике межэтнического согласия, основы которой были заложены еще его предшественником. Это, в частности, гарантии права всех этносов Казахстана развивать свои традиции, культуру и язык, проявление толерантности к другим культурам, поддержка этнокультурного многообразия и устранение причин возникновения этносоциальной напряженности. В качестве наиболее яркого примера всего этого глава государства назвал недавние совместные празднования казахстанцами Наурыза, Пасхи и Ораза айта.
При всем этом основной акцент в своем выступлении президент сделал на продвижении всего того, что предполагает интеркультурализм:
1. Формирование новой общенациональной идентичности на основе гражданства Казахстана, подтвержденного наличием бирюзового паспорта, уважения к государственным символам, общих целей и ценностей, включая патриотизм, учтивость, гостеприимство, трудолюбие, почитание народных традиций и семейных устоев;
2. Восприятие всеми гражданами себя членами «одной большой и единой казахской семьи, по сути, нации»;
3. Расширение поля соприкосновения между этносами и формирование на этой основе единого общенационального коммуникационного пространства;
4. Овладение всеми гражданами государственным – казахским – языком;
5. Устранение региональных различий, культурных и других факторов, включая замкнутые этнические сообщества, препятствующие полноценной интеграции этносоциальных групп;
6. Повышение правовой культуры граждан, включая понимание каждым правовых последствий своих слов и действий;
7. Культивирование в общественном сознании созидательных ценностей.
Фактически Токаев выступает за выход политики обеспечения общенационального единства на качественно новый уровень, связанный со сменой гражданской идентичности. А именно речь идет о постепенном восприятии и позиционировании гражданами Казахстана себя, особенно за рубежом, в качестве казахов. В данном случае термин «казах» несет политический, а не этнический смысл и призван заменить используемый многими гражданами, особенно представителями некоренных этносов, термин «казахстанец». Для этого отдельными представителями общественности, в частности, предлагается исключить из паспортов и удостоверений личности графу «национальность», оставив только гражданство республики. Правда, на официальном уровне какого-либо однозначного отношения по этому поводу не наблюдается.
Судя по всему, руководство Казахстана в процессе формирования новой гражданской идентичности основную ставку делает на продвижение казахского языка. Показательным в этой связи является разработка и вынесение на всеобщее обсуждение перед проведением сессии АНК Концепции развития языковой политики в Республике Казахстан на 2023-2029 годы. Основными задачами реализации этого документа являются увеличение количества граждан, владеющих казахским языком, и расширение сферы его применения во всех сферах жизни общества, включая бизнес, науку и виртуальное пространство. Вместе с тем преимущественно для этого будут использованы не политические, а образовательные методы и инструменты.
При всем этом трудно прогнозировать, насколько готовы граждане Казахстана из числа представителей некоренных этносов принять предлагаемую властями гражданскую идентичность. К примеру, согласно результатам социологического опроса, проведенного Центром социально-политических исследований «Стратегия» в 2022 году, общегражданская идентичность характерна только для 50% респондентов. Со своим же этносом соотносят себя 42% опрошенных граждан. Хотя, по оценкам ЦСПИ «Стратегия», идентификация казахстанцев со своей этнической группой постепенно снижает свою привлекательность, их соотношение себя со страной тоже не находится на превалирующих позициях.
Представляется, что из числа европейских этносов наиболее готовы позиционировать себя в качестве казахов ровесники независимости Казахстана и младшие по возрасту люди, в достаточной степени владеющие государственным языком. Однако это трудно сказать про большинство представителей старших поколений данной категории граждан, чье личностное формирование проходило в период пребывания республики в составе СССР. Еще более выраженной этнической идентификацией отличаются представители азиатских и кавказских народов.
В целом казахи, являясь государствообразующим и численно преобладающим этносом, безусловно задают содержание и темпы реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений, языков, культуры и т. д. Это понимают и признают их сограждане иной этнической принадлежности. В то же время неоднозначные процессы политического развития Казахстана, начиная от январских событий и заканчивая парламентскими выборами, и многообразие отношения к ним населения показывают недостаточно высокий уровень его консолидации в качестве полноценной политической нации. Свое негативное влияние на это также оказывают социальное расслоение общества по уровню доходов, занятости и месту проживания и прочие линии разлома.
Поэтому на текущем этапе развития Казахстана общенациональное единство казахстанцев строится главным образом на основе гражданства, а также межэтнического и межконфессионального согласия, преимущественно поддерживаемого среди обычных людей из числа представителей разных этносов и конфессий. Для выхода же на уровень полноценной политической нации представляется важным достижение единства и согласия большинства граждан Казахстана в вопросах политического и социально-экономического развития страны, что является отдельной большой темой.
Андрей Чеботарёв, по материалам: Ритм Евразии