Сирия: кто положит конец турецкой оккупации Идлиба?

Климатическое оружие – против Дамаска и российских военных баз

«Пока террористы занимают некоторые районы нашей страны и совершают различного рода преступления и убийства, война не закончена. И я думаю, что их руководители намерены сделать так, чтобы она продолжалась еще долгое время»,

– заявил президент Сирии Башар Асад в интервью РИА Новости, приуроченном к 5-летию начала российской военной операции в Сирии. Особо сирийский лидер, имевший немалый опыт общения с Эрдоганом, выделил деструктивную роль Турции в контексте активной вооружённой фазы нагорно-карабахского конфликта, развязанного Баку при деятельном участии Анкары:

«Позвольте мне высказаться откровенно и четко. Эрдоган поддерживает террористов в Сирии, он поддерживает террористов в Ливии, он был главным подстрекателем и инициатором начавшегося недавно конфликта в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией. Так что в целом его поведение опасно. По разным причинам. Во-первых, потому что оно – отражение линии «Братьев-мусульман» (*), а они экстремистская, террористическая группировка. Во-вторых, он начинает войны в различных регионах, чтобы отвлечь общественное мнение в Турции от его действий внутри страны, особенно после его скандальных связей с ИГИЛ (*) в Сирии. Все знают, что ИГИЛ продавала сирийскую нефть через Турцию под прикрытием американских ВВС, и о том, конечно же, что турки участвовали в торговле этой нефтью…»

К сожалению, большинство так называемого «международного сообщества – соучастники Турции по поддержке терроризма…. они знают, что делает Турция, им нравится, что она делает, Турция — инструмент этих стран по внедрению в этом регионе их политики, претворения в жизнь их идей». Можно предположить, что речь здесь идёт не только о погрязшей в предвыборных склоках и беспорядках Америке, сколько о Великобритании и некоторых других силах, разжигающих конфликты в Евразии и рассчитывающих остаться в профите в случае любого их исхода. Новый раунд «Большой игры» на Кавказе и в Центральной Азии (а на Ближнем Востоке она не прекращалась никогда) обещает быть затяжным, сопровождаясь расползанием террористической угрозы по всему постсоветскому пространству. «По имеющейся в СВР информации, в зону конфликта активно подтягиваются наемники из воюющих на Ближнем Востоке международных террористических организаций, в частности, «Джабхат ан-Нусра»*, «Фиркат Хамза», «Султан Мурад», а также экстремистских курдских группировок»,  – сообщил директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин. Речь идет «о сотнях и уже даже тысячах радикалов, рассчитывающих заработать на новой карабахской войне». Разгорающееся вооруженное противостояние в Карабахе «подобно магниту» притягивает к себе боевиков из различных международных террористических структур; при этом принципиально новым внешним фактором является открытое выступление Турции на стороне Азербайджана. (1)

Возвращаясь к интервью президента Сирии, отметим его достаточно откровенную оценку степени эффективности взаимодействия России, Турции и США в Идлибе:

«Нет, я не считаю [это сотрудничество] эффективным по одной простой причине: если бы это было эффективно, нам бы не пришлось сосем недавно начать боевые действия во многих районах Алеппо и Идлиба, потому что турецкий режим должен был убедить террористов покинуть этот район и дать возможность сирийской армии, сирийскому правительству и учреждениям взять его под контроль, но они этого не сделали».

Каждый раз берет на себя одно и то же обязательство, Анкара не только не думает об их выполнении, но и постоянно заводит на оккупированную сирийскую территорию всё новые вооружённые формирования. Никакое «международное право» не заставит пришельцев уйти, и рост протестных настроений на севере Сирии – очевидная реальность. Тысячи граждан в провинциях Идлиб и Хама под лозунгами «Сирия будет свободной» и «Турки – на выход!» требуют сворачивания турецких «наблюдательных пунктов», оставшихся в глубине контролируемой Дамаском территории (в частности, в Муреке, Тель-Тоукане и Ас-Сурмане). В ответ оккупанты применяют слезоточивый газ, иные спецсредства.

Значительный рост числа участников протестных акций в сравнении с серединой сентября свидетельствует о закономерном увеличении градуса напряжения населения, справедливо возмущающихся бесчинствами оккупантов на сирийской земле. По мнению авторов Telegram-канала «Военкоры Русской Весны»,

«если турки вместо выстраивания диалога с населением продолжат подавлять выражение гражданской позиции, то они рискуют вскоре получить не очередную мирную демонстрацию, а вооруженное противостояние с сирийским народом».

На 17 ноября в Дамаске намечена инициированная Министерством обороны РФ международная конференция по сирийским беженцам в Дамаске.  Некоторые наблюдатели выискивают диссонанс между заявлениями Асада и российским видением развития событий в Сирии, больше склоняющимся к политическому урегулированию конфликта, однако в реальности это едва ли так.

Тем временем, турецкий парламент продлил на очередной год разрешение на использование вооружённых сил страны в Сирии и Ираке. Помимо этого, глава ВНСТ М. Шентоп намекнул на возможность принятия аналогичного решения и по Азербайджану (при том, что присутствие турецких военнослужащих и различной техники в этой стране и без того является секретом Полишинеля). По сведениям руководителя базирующейся «обсерватории по правам человека» в Сирии Рами Абдеррахмана, только 6 октября из Хатая в Идлиб перешла очередная колонна с личным составом и техникой более чем в 75 единиц. В общей сложности, с февраля 2020 года из Турции в Сирию перешло более 10380 автомашин с танками, БТР, самоходных артиллерийских установок, другим вооружением и военным имуществом; общая численность турецких войск в Сирии насчитывает около 15 тысяч. Как и ранее, турки поддерживают огнём провокации, устраиваемые их подопечными против сирийской армии в провинциях Идлиб, Латакия, отчасти Алеппо и Хама. По информации региональных источников, сотни террористов группировки «ИГ» на внедорожниках в начале недели перешли в атаку крупными силами на несколько гарнизонов на стыке провинций Алеппо, Ракка и Хама (2). По нападавшим открывался артиллерийский огонь, однако основную задачу по отражению нападения выполнили самолеты ВКС России. Не исключены (после доразведки) и дальнейшие удары, в том числе по лагерям боевиков, из которых вербуется «пушечное мясо» для войны против Нагорного Карабаха, что лишь подчёркивает неразрывную связь событий на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе.

Одновременно в прибрежных лесных районах страны с новой силой разгорелись лесные пожары, в том числе – в районах расположения российских военных баз. По странному совпадению, это совпало с сильным восточным ветром, способствующим распространению огня. «Русская весна» не исключает, что «западные провинции страны стали жертвами спланированной акции против сирийского правительства и поддерживающих его российских военных». Профессор климатологии Тишринского университета в Латакии Эр-Рияд Кара Фалах называет пожары, вспыхнувшие вчера на рассвете в провинциях Латакия и Тартус, «крупной и систематической диверсионной операцией, угрожающей экологической, экономической и туристической безопасности Сирии». По мнению исследователя, пожары могли быть спровоцированы лицами, отслеживающими изменения погоды и выжидающими климатические факторы, способствующие быстрому распространению огня. Разумеется, главари террористических банд и их покровители будут вовсю раскручивать любой негатив, призванный доказать неспособность Дамаска и его союзников к решению возникающих проблем.

* * *

На иной аспект упомянутого ранее американо-турецкого взаимодействия указал министр иностранных дел России Сергей Лавров: сейчас американские власти уговаривают турок не противодействовать процессу создания курдского «квазигосударства» на северо-востоке Сирии. Действия Вашингтона могут «взорвать» курдскую проблему, что резко ухудшит ситуацию на Ближнем Востоке, подчеркнул глава российской дипломатии. В свою очередь, Москва призывает курдов к более активному взаимодействию с Дамаском (их участие в работе Конституционного комитета категорически отвергается Анкарой).

Сообщается, что на запрос о реакции Вашингтона на недавние угрозы Эрдогана «зачистить территорию севера Сирии» от «курдских террористов», спецпредставитель американского госдепартамента по Сирии Джеймс Джеффри заявил: «Турция не ставила нас в известность по этому вопросу». Представляется, что здесь имеется очередной повод для торгов и вязких переговоров; не исключено, что очередное турецкое вторжение последует уже до президентских выборов в США, намеченных на начало ноября.

В заключение отметим визит в Москву для встречи с Сергеем Лавровым лидера «Фронта мира и свободы» (включающего Курдский национальный совет) Ахмада Джарба, достаточно известного политика, ставшего, по утверждению некоторых экспертов, проводником российских интересов в восточной Сирии. Укрепление контактов Москвы с представителями основных этноконфессиональных и племенных групп восточного берега Евфрата будет способствовать хотя бы частичной стабилизации и предсказуемости в регионе, ставшем объектом американской и турецкой военно-террористической экспансии.

Андрей Арешев

Примечания

(1) Повторяя демагогию о «защите угнетённых», один из боевиков заявляет, что «в интересах сирийской революции отнять у России сферы влияния, и сломить ее мощь повсюду».
(2) Ещё более обострит ситуацию предполагаемый выход из лагеря «аль-Холь» до 25 тысяч содержащихся там членов семей боевиков самозваного «халифата».

(*) Запрещённая в России террористическая группировка.