Когда в товарищах согласья нет
На фоне активизации агрессивной риторики США и формирования планов новой администрацией по дестабилизации постсоветского пространства, к сожалению, наблюдается всплеск «многовекторности» в государствах СНГ, включая союзников России по Евразийскому союзу. Смыкаясь с американскими стратегиями, такие действия властей на евразийском пространстве лишь усиливают угрозы.
Недавняя избирательная кампания в Казахстане привела к дрейфу правящей партии «Нур Отан» к националистам и усилению антироссийской риторики. Так, включенный в список партии националист А. Сарым, автор скандального меморандума о признании голода 1930-х гг. «геноцидом казахов», которого принимали в Госдепе и Совбезе США, прогнозируя обострение борьбы США с Китаем и Россией за Казахстан, видит угрозу именно в России: «Если между Москвой и Вашингтоном обострятся отношения, то это может коснуться и Казахстана. Это вынудит Россию ощетиниться. Она всегда пытается ощетиниться не в границах своего государства, а в границах близких ей стран. Например, в Молдове она прошла по линии Приднестровья, в Украине – по линии Крыма и юго-востока страны, на Кавказе она проходит по вопросам Грузии и двух непризнанных республик. Россия болезненно относится к усилению влияния США и Запада на постсоветском пространстве. Когда она начинает чувствовать, что где-то уступает свои позиции, то это сильно отражается на риторике России. Она становится более нервной, более требовательной».
Более того, председательствующий в этом году в ЕАЭС Казахстан обозначил одним из приоритетов развития союза улучшение отношений с ЕС, а ведь тот вводит все более жесткие санкции против России. А в проправительственных СМИ уже начинают появляться статьи типа «ЕАЭС: чемодан без ручки» и целые пропагандистские кампании о выгодности и преимуществах сотрудничества с США.
Не успел Джо Байден прийти к власти, как «ожил» запущенный еще при Б. Обаме проект «С5+1». Правительства Казахстана, Узбекистана и США создали Центральноазиатское инвестиционное партнерство, куда пообещали инвестировать не менее $1 млрд в течение пяти лет в поддержку проектов, способствующих росту частного сектора и расширению экономических связей, торговли в Центральной Азии и на ближайших к ней территориях. Как прокомментировал это решение руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ А. Грозин, «трактовать создание этого нового инвестиционного партнерства иначе как некий заход США на задний двор России, очевидно, сложно. Американцы пытаются таким образом подкрепить экономическую составляющую своего влияния в Центральной Азии».
Активизировались проамериканские силы и в Армении. По словам секретаря армянского Совбеза А. Григоряна, «мы высоко оцениваем роль США как сопредседателя Минской группы ОБСЕ в мирном урегулировании карабахского конфликта и окончательном определении статуса Нагорного Карабаха. Уверен, что усилия США сыграют эффективную роль в установлении всеобщей стабильности и безопасности в регионе».
Дж. Байден действительно известен поддержкой Армении, хотя не совсем понятно, каким образом Вашингтон помог в прекращении войны. Неужели это господин Байден вдохновил российского президента ввести в Нагорный Карабах миротворцев и спасти Ереван от полного разгрома? В свою очередь, депутат парламента Армении А. Бабаджанян, известный своими связями с американскими фондами, вдруг обеспокоился тем, что в Арцахе много флагов России, но мало флагов Армении, а лидер карликовой Христианско-демократической партии заведующий кафедрой Педагогического университета Армении Л. Ширинян заявил, что «лучше быть турецкой собакой, чем агентом России».
Совершенно очевидно, что Вашингтон, со своей стороны, будет активно использовать армянскую диаспору в США для усиления своего влияния. А позиция армянской диаспоры состоит в том, что Москва, оказывается, дала Баку «зеленый свет» на войну в Нагорном Карабахе, «чтобы запугать Армению и усилить ее зависимость от России». Не отказываются янки и от «экспорта демократии». По заявлению посла США в Армении Л. Трейси, «вместе с нашими армянскими друзьями и партнерами мы преодолеем стоящие перед нами вызовы, защитим наши общие ценности и будем продвигать демократию и верховенство закона, прокладывая путь к более светлому будущему для всех нас».
Госсекретарь США Э. Блинкен уже заявил о готовности Вашингтона пересмотреть отношения с Баку и даже вернуть резолюцию 907 от 1992 г., запрещавшую Азербайджану участие в программе помощи бывшим советским республикам со стороны США. Это является не только мощным стимулом для режима Н. Пашиняна обострить отношения с ОДКБ, но и грозит вновь ввергнуть Закавказье в войну. И разве только одну?
Белоруссия и Украина под прицелом
Вдохновленные возвращением демократов, американские и отечественные стратеги начали строить планы по «изгнанию России» из Донбасса, Крыма и Белоруссии. В январе ряд авторитетных экспертов Атлантического совета представили план по «продвижению демократии» в Белоруссии и обману России. Как говорится в статье, «чтобы способствовать росту демократического движения в Белоруссии, усилению позиции нынешнего оппозиционного лидера и ослаблению поддержки Лукашенко» Дж. Байден в первые 100 дней президентства должен встретиться с С. Тихановской. К слову, с ней как с президентом Белоруссии на днях в Литве встретилась потенциальный посол США в РБ Дж. Фишер, которой деятели Атлантического совета предлагают прибыть в Белоруссию, но не вручать верительные грамоты А. Лукашенко.
Также предлагается назначить высокопоставленного чиновника для координации санкций с Евросоюзом, Соединенным Королевством и Канадой, а сами санкции должны быть введены против сотен госслужащих, «нарушающих права человека», представителей бизнеса, занимающихся «обслуживанием личных финансов Лукашенко», «пригрозить введением санкций российским компаниям и бизнесменам в том случае, если они будет захватывать белорусские компании, а также поддерживать в финансовом плане или политически режим Лукашенко. Соединенные Штаты должны также ввести санкции против путинских помощников Лукашенко, то есть российских средств массовой информации и журналистов, участвующих в пропагандистских кампаниях, направленных против белорусского протестного движения». Свобода слова, однако.
Что же касается Украины, здесь несомненно грядет новое обострение гражданской войны, поскольку роль Дж. Байдена и В. Нуланд в организации неонацистского переворота и геноциде жителей Донбасса переоценить сложно. Как отмечает экс-спикер парламента ДНР А. Пургин, «позиция Байдена будет более агрессивной и прямолинейной в отношении Донбасса, потому что он должен будет доказать своим избирателям, что он эффективнее Трампа, и отстоять свою внешнеполитическую платформу. Более агрессивная политика – это большее количество погибших людей… Но в целом политика США в отношении Донбасса неизменна – удушение и полный разгром народных республик».
Его мнение разделяет и известный российский политолог С. Марков, отметивший, что «Байден один из создателей украинского националистического режима, именно он курировал американские спецслужбы, когда они совершали государственный переворот и дальше использовали украинских неонацистов для кампании террора в отношении всех несогласных в 2014 году. Байден, без сомнения, является военным преступником. Не нужно исключать и вероятности того, что Байден объявит священную войну России, используя украинский русофобский режим в качестве одного из главных орудий гибридной войны против нашей страны».
Кроме того, Дж. Байден имеет и личные счеты с восставшим Донбассом. Провозглашение народных республик сорвало планы его сына Х. Байдена на добычу сланцевого газа в этом регионе и послужило основой для обвинений клана Байденов в коррупции.
Признаки грядущей эскалации конфликта уже наблюдаются. Верховная рада рассматривает репрессивный и полностью противоречащий Минским соглашениям закон о «переходном периоде», а В. Зеленский объявил проверку боеготовности ВСУ в зоне так называемой операции объединенных сил в Донбассе. Тем временем обстрелы территории республик усиливаются.
* * *
Безусловно, даже по сравнению с периодом правления Б. Обамы США потеряли значительную долю своего могущества и авторитета, а внутриполитический раскол американского общества и глубокий кризис экономики в результате пандемии коронавируса в какой-то мере будет связывать демократам руки. С другой стороны, борьба с внешним врагом традиционно является инструментом отвлечения населения от внутренних проблем, особенно в США, предпочитающих сбрасывать напряжение в национальном «котле» внешней агрессией.
Потому внешняя политика новой администрации США, поддерживающей «экспорт демократии» и расширение НАТО, может стать еще более агрессивной. Страны ЕАЭС будут испытывать повышенное давление. «Вспыхнуть», помимо Украины, могут Молдова, где прозападные силы не одержали окончательной победы, Грузия, возможно, снова попытающаяся вернуть «оккупированные» территории, экономически бедный Таджикистан, на который США нажимают через афганский фактор.
Вашингтон по-прежнему способен одновременно вести дестабилизацию евразийского пространства по нескольким азимутам, поскольку ставит себе задачу не захвата территорий, а создания на них хаоса, ослабляющего Россию и созданные при ее участии союзы. И уже сейчас необходимо думать, как противостоять этой атаке.
Ольга Деркул, по материалам: Ритм Евразии