Нагорный Карабах: зачем Азербайджан нагнетает истерию вокруг российских миротворцев?

Взгляд из Еревана

12 августа Министерство обороны РФ сообщило о нарушении режима прекращения азербайджанскими ВС в зоне ответственности российского миротворческого контингента (РМК) в Нагорном Карабахе.

«За прошедшие сутки зафиксировано одно нарушение режима прекращения огня. 11 августа 2021 г. в 7.29 и 7.58 вооруженными силами Азербайджана нанесены два удара с применением квадрокоптеров ударного типа по позиции вооруженных формирований Нагорного Карабаха в районе наблюдательного поста в 2 километрах северо-западнее Егцаог (Ехцаог, небольшое горное селение близ Шуши – прим. ред.). Пострадавших нет.

Командованием российского миротворческого контингента приняты меры по недопущению дальнейшей эскалации обстановки. Проводится расследование»,

отмечается в сообщении ведомства. Ранее об этом инциденте сообщили в Степанакерте.

Интересно, что накануне официальный Баку впервые после окончания войны предъявил откровенные претензии дислоцированным в Карабахе российским миротворцам, обвинив их в пособничестве армянам. Примечательно, что произошло это в тот самый день, когда министр обороны России Сергей Шойгу публично объявил о том, что Москва готова продолжать помогать в модернизации и реформировании армянской армии.

Российских миротворцев «уличили» в нарушении требований трехстороннего соглашения и создании условий, при которых армянской стороне удалось сохранить свое военное присутствие в Карабахе. В заявлении Министерства обороны Азербайджана утверждается, что после заключения трехстороннего соглашения, вопреки достигнутым договоренностям, «остатки вооруженных сил Армении не были полностью выведены» из Карабаха. В Баку обвиняют российских миротворцев в том, что они не только закрыли на это глаза, но и якобы позволяют армянской стороне передислоцировать в Карабах новые воинские подразделения. В сообщении утверждается, что в последние дни Армения перебросила свои вооруженные силы в зону временной дислокации РМК и установила новые посты возле Мухтаркенда и Шушкенда, а также в восточной части Кельбаджарского и Лачинского районов. В Баку считают, что их армия предпринимает адекватные меры по пресечению появления новых армянских постов в Карабахе и требует от российских миротворцев «положить конец размещению в Карабахе вооруженных сил Армении».

В этой связи напомним, что в трёхстороннем заявлении от 10 ноября прошлого года четко прописано:

«...2. Агдамский район возвращается Азербайджанской Республике до 20 ноября 2020 года. 6. Республика Армения до 15 ноября 2020 года возвращает Азербайджанской Республике... Кельбаджарский район, а до 1 декабря 2020 года – Лачинский район. Лачинский коридор (шириной 5 км), который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией, и при этом не будет затрагивать г. Шушу, остаётся под контролем миротворческого контингента Российской Федерации».

Таким образом, Ереван обязался вывести свои армейские подразделения из прилегающих к Нагорному Карабаху районов, которые согласно достигнутым договоренностям должны были перейти под контроль Азербайджана, что и было сделано в установленные сроки. В самом же Нагорном Карабахе, т.е. в той части, которая контролируется администрацией непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, безопасность обеспечивает Армия Обороны НКР, что  не противоречит условиям вышеупомянутого совместного заявления. В заявлении нет упоминания о том, что армянское население Карабаха не должно иметь своей армии.

Напомним также, что в п.1. вышеупомянутого заявления говорится, что вооруженные силы сторон «останавливаются на занимаемых ими позициях». Это значит, что в пределах самого Карабаха Армия Обороны НКР, т.е. армянские силы, могут находиться там, где они были в ночь на 10 ноября.

Обвинения о переброске из Армении новых подразделений в Нагорный Карабах также не соответствуют действительности. Напомним, что расположенный в Агдамском районе российско-турецкий миротворческий центр по контролю за прекращением огня не зафиксировал переброски подразделений ВС Армении в Нагорный Карабах. Во всяком случае, никаких заявлений на этот счет со стороны центра сделано не было.

Одновременно в Баку раскручивают слухи о массовом выезде армянского населения Нагорного Карабаха за пределы края, равно как и о предстоящих закупках израильского оружия на сумму в 2 млрд. долл., что прямо связывается с участившимися на азербайджано-армянской границе перестрелками, которые «могут перерасти в третью карабахскую войну». Параллельно раскручивается истерия вокруг якобы «незаконного» въезда в Карабах, с попустительства РМК, грузовиков из Ирана. По мнению лидера "карманной" партии «Мусават» Арифа Гаджилы, и здесь виноваты русские: «Если бы между Россией и Ираном не было бы достигнуто согласие по этому вопросу, то иранские грузовики и деловые люди не могли бы оказаться на контролируемой российским "миротворческим контингентом" (пунктуация сохранена – прим. ред.) территории». Помимо оказания морально-психологического давления на противника, всё это, как представляется, обусловлено ещё рядом причин.

Так, в ходе недавней встречи в Москве с главой военного ведомства Армении министр обороны России Сергей Шойгу подчеркнул, что Армения остаётся союзником и ключевым партнером России «по обеспечению безопасности в Закавказье, и мы крайне заинтересованы в поддержании стабильности в этом регионе». Также российский министр обороны поблагодарил собеседника за то, что, несмотря на существующие проблемы, с февраля 2019 года Армения продолжает участвовать в гуманитарной миссии в Сирии.

В свою очередь, министр обороны Армении поблагодарил Шойгу и военно-политическое руководство РФ за миротворческую миссию в Нагорном Карабахе, отметив, что благодаря усилиям РМК мирная жизнь в непризнанной республике восстановлена и обеспечивается её бесперебойная связь с Арменией.

Как было сказано выше, Москва готова продолжать помогать в модернизации и реформировании армянской армии. В военном руководстве России информированы о плане реформирования ВС Армении, который уже реализуется. Судя по открытым источникам, значительную работу в этом направлении проделал генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян, возглавлявший министерство обороны с ноября 2020 по июль 2021 года. Так, за относительно короткий период времени (не в последнюю очередь усилиями теперь уже экс-министра) намечен круг задач, к выполнению которых будет идти нынешнее военное руководство Армении.

Важным компонентом предстоящих преобразований станет кратное усиление армяно-российской Объединенной группировки войск (ОГВ), которая в настоящее время включает подразделения 5-го армейского корпуса ВС Армении и дислоцированной в республике 102-й военной базы. По имеющейся информации, будущая модель предполагает включение в это соединение всех Вооружённых сил Армении. Подобная реорганизация армянской армии во многом может рассматриваться как ответная реакция на заявленную более тесную интеграцию вооруженных сил Турции и Азербайджана. Напомним, что еще в июле азербайджанский министр обороны Закир Гасанов заявлял, что реформы направлены на приведение азербайджанской армии в соответствие со стандартами «турецких братьев».

Наконец, вручая Аршаку Карапетяну подарок (кинжал), Сергей Шойгу сказал: «Можем считать, что процесс поставок вооружений Армении стартовал». И жест, и слова Шойгу весьма символичны и, разумеется, не остались без внимания в Баку. Речь идет о том, что в Москве ясно понимают, чем грозит внутрирегиональный дисбаланс сил, сложившийся по итогам осенней войны, для стабильности Южного Кавказа и намерены предпринимать шаги для (хотя бы частичного) восстановления военно-политического паритета.

Исходя из вышеизложенного, а также с учётом визита в Армению Генерального секретаря ОДКБ Станислава Зася, последних заявлений А. Карапетяна (о том, что Ереван не потерпит оккупацию приграничных районов и предпримет все необходимые для восстановления территориальной целостности шаги), становится очевидным, что Москва и Ереван намерены повышать уровень сотрудничества в сфере безопасности. Естественно, что эта тенденция беспокоит Анкару и Баку, а значит – следует предполагать, что они будут наращивать усилия для оказания давления на РМК, причем не только «на земле», но и в информационно-политической сфере. В частности, в вышеупомянутом заявлении министерства обороны Азербайджана неоднократно подчёркивается, что российский контингент размещен в Нагорном Карабахе временно. Российским военным напомнили, что через 4 года и 9 месяцев срок их полномочий истекает. Таким образом, в Баку дают понять, что если миротворцы не будут считаться с их волей, то на очередной срок их миссию не продлят. Добавим к этому, что ранее некоторые «независимые» эксперты намекали на некий желаемый Баку комплекс мероприятий, смысл которых сводился к тому, чтобы использовать РМК как инструмент интеграции неподконтрольных территорий в состав Азербайджана.

В нынешней ситуации нельзя исключать активизации провокационных действий азербайджанской стороны не только в приграничной полосе Армении, но и в зоне ответственности РМК в Нагорном Карабахе, сопровождающихся информационной шумихой с обвинениями в адрес армянской стороны, якобы опирающейся на «небеспристрастность» российской стороны.

Однако едва ли это станет шагом в правильном направлении, т.к. Минская группа ОБСЕ, под эгидой которой велись переговоры по урегулированию конфликта, несмотря на громогласные заявления Ильхама Алиева, никуда не испарилась. Все три страны-сопредседателя, хотя и не очень активно, настаивают на продолжении переговоров в рамках этого международно признанного формата, в рамках которого должен, наконец, определиться статус Нагорного Карабаха. Разумеется, это кардинально противоречит позиции официального Баку, заявляющего о своей победе, об аннулировании понятия «Нагорный Карабах», статус которого якобы отправился в мусорную корзину. Возобновление переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, конечной целью которой является определение статуса Нагорного Карабаха, станет для внутренней политики режима Алиева «миной замедленного действия». Следовательно – Баку если и будет стремиться к переговорам, то исключительно – с максимально выгодных для себя позиций, чем во многом и объясняется перманентная эскалация – как в Нагорном Карабахе, так и на границах Армении.

Давид Петросян, независимый журналист