Похождения удалых шапыраштинцев во времени и в пространстве
Сразу же после обретения Казахстаном независимости выяснилось, что самым талантливым племенем в казахском этносе является клан Шапырашты союза Уйсун Старшего жуза. Долгое время этот факт замалчивали недобросовестные завистники. Ни при Кунаеве, ни при его предшественниках не могли (или не желали) оценить шапыраштинцев по достоинству. Но благодаря поистине великой прозорливости нашего Елбасы интеллектуальный и творческий потенциал казахских племён и родов изучен вдоль и поперёк, и фантастический интеллектуальный и созидательный потенциал шапыраштинцев востребован в полной мере, причём в иных родах и племенах большой государственной нужды по большей части нет.
Такая концентрация драгоценных талантов в одном племени встречается раз в тысячу, нет, раз в миллион лет. Иными словами, не встречалась ни разу за всю письменную историю человечества.
Судите сами: к славному племени шапырашты относится сам Елбасы, его дочь Дарига, возглавлявшая Сенат в 2019-2020 гг., её гражданский муж К.Шарипбаев, племянник Самат Абиш – первый заместитель главы КНБ, А.Есимов – глава фонда «Самрук-Казына», К.Касымов – секретарь Совбеза, Г.Нурдаулетов – генпрокурор, Е.Тургумбаев – министр внутренних дел, М.Бекетаев – министр юстиции, Д.Абаев — министр информации и общественного согласия, А.Шпекбаев – председатель агентства по борьбе с коррупцией, Б.Байбек – первый заместитель председателя партии «Нур Отан», Г.Байжанов – директор службы внешней разведки, Б.Султанов – министр торговли и интеграции, А.Балаева – помощник президента. Родственниками Назарбаева являются: Т.Кулибаев — председатель правления АО «КазМунайГаз», К.Мами – председатель Конституционного совета РК, Н.Абыкаев – бывший председатель КНБ, К.Саудабаев – бывший министр иностранных дел и многие другие. А вот Нурлану Нигматулину, выходцу из рода «кожа», не повезло родиться шапыраштинцем, но он имел счастье на шапыраштинке жениться. Тут-то он и возглавил мажилис (парламент) республики, пересев туда с должности главы администрации Президента РК.
Новый президент Казахстана с 2019 г. Касым-Жомарт Токаев – тоже выходец из Старшего жуза, но из другого племени жалайыр (род Кушик). В системе казахских кланов он виделся неким бедным дальним родственником, нанятым богатыми.
Для чего собирать во власти талантливых соплеменников, если не для контроля над основным богатством республики – нефтегазовыми ресурсами?
Ещё в бытность СССР власти Казахстана установили контроль над нефтяными активами. Вся казахстанская нефть оказалась под контролем талантливых шапыраштинцев.
Впервые Нурсултан Назарбаев заинтересовался нефтяной индустрией в начале 1980-х гг., занимая пост секретаря ЦК Компартии Казахстана по промышленности. Интерес перерос в понимание: кто владеет казахстанской нефтью, то владеет и всей республикой.
Жирную точку в перехвате контроля над нефтяными активами шапыраштинцы поставили через несколько дней после августовского путча 1991 года указом Назарбаева (уже президента) о переходе организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР. После этого присутствие Казахстана в СССР имело чисто формальный характер, тем более что интерес к казахстанской нефтянке обозначили и в сияющем «Граде на Холме».
План привлечь к разработке месторождения Тенгиз американскую компанию Chevron родился еще у руководства СССР, но на волне «парада суверенитетов» к переговорам в 1990 году подключился тогдашний Президент пока еще Казахской ССР, быстро «задвинувший» за печку витающего в мечтаниях о Нобелевке Михаила Горбачева. С американской стороны ключевым переговорщиком выступал бизнесмен Джеймс Гиффен, через тринадцать лет ставший главным фигурантом скандала «Казахгейт». В 2003 году на родине ему было предъявлено обвинение в подкупе Назарбаева для обеспечения крупных нефтяных контрактов конкретным компаниям, но потом, как водится, дело спустили на тормозах. Де-факто же Госдеп взял Назарбаева на крючок убойным компроматом и превратил в свою марионетку.
В марте 2003 года Гиффена, получившего в деловых кругах прозвище Мистер Казахстан, арестовали при посадке на самолет в аэропорту имени Кеннеди. Среди изъятых при обыске документов обнаружился казахский дипломатический паспорт и удостоверение назарбаевского советника. Федеральная прокуратура предъявила бизнесмену обвинения в нарушении закона о коррупции за рубежом, запрещающего дачу взяток с целью получения коммерческих контрактов, в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Согласно информации издания «Коммерсант», «в документах следствия получатели денег фигурировали как KO-1 и KO-2 (от Kazakh Official – официальное лицо Казахстана), но уже в 2004 году прокуратура по требованию защиты Гиффена раскрыла кодовые имена. Согласно многочисленным утверждениям, 84 миллиона долларов были переведены на счета бывшего премьера Казахстана Нурлана Балгимбаева и президента Нурсултана Назарбаева».
Обвиняемый в передаче 84 миллионов долларов в качестве взяток Нурсултану Назарбаеву и его свите, в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов, Гиффен признал себя виновным в незначительном налоговом нарушении и по решению суда заплатил лишь обязательный взнос на судебные расходы в размере 25 долларов. «Эксперты связывают неожиданный исход громкого дела с утверждениями адвокатов Джеймса Гиффена, передавших суду документы о том, что в Казахстане предприниматель действовал по поручению ЦРУ и правительства США», – очевидно, со знанием дела прокомментировало это решение нежелательное в России «Радио Азаттык». Отметим, что сам факт того, что подотчётное Госдепу СМИ открыто и на весть мир об этом заявило, означал прозрачный намек главе Казахстана: «шаг вправо» или «шаг влево» будет считаться побегом из зоны лояльности сияющему «Граду на Холме».
Днем рождения современной, колониальной по сути, нефтяной промышленности Казахстана можно считать 6 апреля 1993 года, когда была основана компания «Тенгизшевройл», в которой Казахстан оказался миноритарием. Национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» принадлежит 20%, контролирующие акционеры – американцы (50% у Chevron и 25% у ExxonMobil). Такая структура дает исчерпывающее представление, в каком статусе Казахстан вошел в глобальную экономику.
Аналогичным образом устроены и другие международные проекты на территории республики. Так, в разработке самого перспективного Кашаганского месторождения участвует ExxonMobil, Total, Royal Dutch Shell, Eni – на долю Казахстана остаётся менее 17%, и лишь 10% республике принадлежит в проекте «Карачаганак».
Но даже чтобы стать сырьевой колонией глобальной экономики, недостаточно богатых природных ресурсов, необходим ещё и налаженный внутренний контроль, основой которого и стали семейно-клановые связи между сообществом гиперталанливых шапыраштинцев.
Руководство СССР прирезало Казахстану обширные пространства Юго-Западной Сибири и организовало массовую миграцию на целинные земли, в результате чего уже в 1970 г. большинство населения Казахстана составляли русские и украинцы. При этом «племенные интернационалисты», по большому счёту, мало что смогли сделать с традиционным разделением казахов на так называемые жузы (Старший, Средний и Младший) – племенные объединения, во многом определяющие социальные отношения сегодняшнего Казахстана.
Первоначально предводитель шапыраштинцев, земли которых находятся на юге республики, был крайне заинтересован в поддержке влиятельных представителей обитающего на нефтегазоносных землях Младшего жуза. Именно из него вышло много нефтяников, ключевую роль в переговорах с американцами сыграл уроженец Атырауской (Гурьевской) области Толеген Жукеев, инструктор социально-экономического отдела ЦК Компартии Казахстана, выпускник Азербайджанского института нефти и химии. К Младшему жузу принадлежал влиятельный уроженец нефтяной столицы Казахстана Атырау (Гурьева) Нурлан Балгимбаев, в 1990-х годах министр нефтяной и газовой промышленности, премьер-министр и президент национальной нефтегазовой компании «Казахойл».
После подписания соглашения по Тенгизу, а спустя пару лет и по Карачаганаку (консорциум из British Gas, итальянской Eni, Chevron Texaco и ЛУКОЙЛа) талантливость представителей Младшего жуза таяла буквально на глазах. Балгимбаев после слияния «Казахойла» и компании «Транспорт нефти и газа» в «КазМунайГаз» в 2002 году был отправлен в отставку, а почуявший неладное Жукеев еще раньше перешел в оппозицию. В начале 1990-х годов он сформировал клан, захвативший командные посты в казахстанской нефтегазовой промышленности.
При отсутствии у президента Казахстана сыновей шапыраштинская талантливость передалась зятьям Елбасы.
Так, Рахат Алиев, супруг Дариги, был одним из учредителей казахстанско-голландского АБН АМРО Банка, участвовавшего в финансировании крупных проектов в нефтегазе, и, по ряду сообщений, бенефициаром индонезийской Central Asia Petroleum, приобретшей казахстанскую добывающую компанию «Мангистаумунайгаз». Его талантам пришел конец после ссоры с Назарбаевым. Елбасы внезапно вспомнил совершённые его зятем преступления – похищение и убийство конкурентов – и объявил его в розыск.
Рахат Алиев покинул Казахстан и в июле 2008 года в интервью The Wall Street Journal обвинил бывшего тестя в коррупции – присвоении миллиардов долларов из государственного бюджета, владении долями в медной, урановой и нефтегазовой промышленности, сетью офшорных банковских счетов. Некоторые из своих заявлений Рахат Алиев подтвердил банковскими документами из Ливана и копиями чеков, выписанных на банки в Индонезии и Лихтенштейне. В мае 2009 года он опубликовал книгу «Крёстный тесть» («The Godfather-in-law»). В феврале 2015 года Алиев был арестован в Австрии, после чего его нашли повешенным в одиночной камере с присутствием барбитуратов в крови. Официальной версией является самоубийство, хотя близкие друзья и родственники Алиева отвергли эту версию. Умер он незадолго до суда, в ходе которого обещал предоставить неопровержимые доказательства причастности европейских и казахстанских чиновников к крупномасштабной коррупции.
Согласно неофициальной версии, бытующей в журналистских и оппозиционных казахстанских кругах, Алиев мог быть убран местными спецслужбами по заказу Нурсултана Назарбаева.
Далее, Тимур Кулибаев, муж младшей дочери президента Казахстана Динары Назарбаевой, с середины 1990-х годов занимал должности вице-президента по экономике и финансам национальной нефтегазовой компании «Казахойл», президента национальной компании «КазТрансОйл», гендиректора национальной компании «Транспорт нефти и газа», первого вице-президента АО «КазМунайГаз» и прочая и прочая… В 2018 году неслучайный Forbes назвал Тимура и Динару богатейшими людьми в Казахстане с совокупным состоянием $6,4 млрд. Пятью годами ранее то же издание оценивало его в $2,6 млрд (4-5-е место среди казахстанских миллиардеров).
Список остальных родственников Елбасы, получивших «хлебные» должности, столь велик, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем мы сможем их всех перечислить, прежде чем погаснет солнце…
…Самый таланливый шапыраштинец ушел с поста президента в момент, когда созданный им клан достиг громадной концентрации богатств в своих руках. Например, в конце 2017 года, когда подготовка к транзиту власти в Казахстане шла полным ходом, председателем правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына», контролирующего «КазМунайГаз» и другие стратегические активы на сумму более $74 млрд, стал Ахметжан Есимов – племянник Назарбаева.
Назарбаев ушел с должности президента, пребывая в полной уверенности, что он ни на йоту, ни на «бармак ели» (толщину большого пальца) не отклонился от курса на верность его заокеанским хозяевам, хранящих горы компромата на Отца казахского народа. Однако его надежды не сбылись. Продажа природных ресурсов западным корпорациям не была зачтена. События января 2022 года стали для бывшего Елбасы своего рода аналогом знамения, явленного в своё время царю Валтасару. Только вместо «мене, текел, упарсин» толпы обездоленных казахстанских мамбетов кричали «Шал, кет!» (Уходи, старик!).
Поистине необъятной власти Елбасы пришёл ожидаемый конец, но это ещё не конец нашего рассказа о богатствах высокоталантливого клана южан-шапыраштинцев…
Алдар Косе-младший
(Продолжение следует)
Читайте также: