К итогам очередной встречи глав государств
4 июля под председательством премьер-министра Индии Нарендры Моди в режиме видеоконференции состоялось 23-е заседание Совета глав государств – членов Шанхайской Организации Сотрудничества. Помимо лидеров России, Индии, Китая, Пакистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, а также Ирана, Белоруссии, Монголии и Туркменистана, к участию в мероприятии были приглашены представители ведущих международных и региональных организаций, таких, как ООН, АСЕАН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Фото: kremlin.ru
Нынешняя встреча также чётко обозначила вектор на дальнейшее расширение организации, учреждённой 22 года назад лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана на принципах взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, уважении к различным цивилизациям и стремлении к общему развитию («Шанхайский дух»). В частности, лидеры входящих в ШОС государств подписали меморандум о присоединении к ней Республики Беларусь уже в качестве не наблюдателя, как было до сих пор, а полноправного участника. «Государства-члены отметили важность подписания меморандума об обязательствах Белоруссии в целях получения статуса государства-члена ШОС», – отмечается в итоговой декларации саммита, и теперь Минску необходимо подписать действующие в рамках организации более двух десятков договоров и соглашений.
Не менее символичным стало завершение оформления полноправного участия в ШОС Исламской Республики Иран. По словам главы правительства Индии, присоединение Ирана к ШОС поможет реализации региональных инфраструктурных проектов, таких как транспортный коридор через иранский порт Чабахар. Здесь стоит напомнить, что в марте усилиями Пекина удалось выйти на устойчивый процесс нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией, что уже благотворно сказывается на актуальной ближневосточной динамике, включая стабильное и безопасное функционирование международных транспортных коридоров, важность и значение которых отмечалось многими участниками встречи. «Повышение статуса Ирана в шанхайском развитии сотрудничества с уровня наблюдателя до постоянного членства говорит о том, что страны шосовской семьи… выступают против политики изоляции Исламской Республики Иран, иначе бы Иран не был принят в ШОС», – отмечает заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев, добавляя, что теперь организация «получает выход на Ближний и Средний Восток».
В Исполкоме РАТС ШОС в Ташкенте подняли флаг Ирана
Безусловно, укрепление экономических связей и торговли тесно связано с вопросами международной и региональной безопасности – важного приоритета председательства в ШОС Индии в 2023 году. Как следует из выступления Н. Моди – к слову, он говорил не на английском, а на хинди – одну из основных угроз в Нью-Дели видят в радикализации различных молодёжных движений (в частности, на религиозной почве), которые могут быть использованы в деструктивных целях различными внешними игроками. В контексте афганской проблемы, индийский лидер отметил важную роль Региональной антитеррористической структуры ШОС в деле противодействия распространению и финансированию международного терроризма. Компетентные органы государств – участников ШОС пресекли деятельность 73 ячеек международных террористических организаций и предотвратили 69 терактов, сообщил директор исполнительного комитета РАТС Руслан Мирзаев. Особо обращает на себя внимание резко возросшее количество вскрытых каналов финансирования террористов – 13 166 против 26 за предыдущий отчётный период.
Председатель КНР Си Цзиньпин, отметивший «невиданные за столетие перемены» и стоящие перед человечеством «беспрецедентные вызовы», выступил с пятью инициативами, включая самостоятельную выработку внешней политики «на основе интересов нашего региона». Выступив «категорически против вмешательства извне и организации цветных революций», китайский лидер призвал повышать взаимодействие ШОС в области безопасности, а также наращивать темпы оживления экономики, связывая выдвинутую 10 дет назад Пекином инициативу «Один пояс – Один путь» с национальными стратегиями, а также увеличить долю расчетов в национальных валютах. Можно предположить, что в основном эти призывы были адресованы Нью-Дели, отношения которого с Пекином и Исламабадом характеризуются подчас острыми противоречиями, ни исключая территориальные споры и приграничные конфликты.
За 20 лет своего существования Шанхайской организации сотрудничества не удалось реализовать ни одного крупного экономического проекта, в частности, по причине «отсутствия механизмов финансового сопровождения проектной деятельности», отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, предложив собравшимся рассмотреть возможность создания «совместного инвестиционного фонда и высказать предложения по данному важному проекту». По его мнению, к следующему саммиту, который пройдет в следующем году в Астане, неплохо было бы согласовать энергетическую стратегию организации, а также новую стратегию развития ШОС, призванную расширить повестку организации «по наиболее перспективным направлениям взаимодействия». Также Токаев предложил создать совет постоянных представителей при ШОС, наделив их полномочиями полноценно представлять интересы государств-участников.
Си Цзиньпин и Александр Лукашенко высказались в пользу давней идеи о создания Банка Развития ШОС. Не исключено в этой связи возобновление дискуссий о возобновлении, в той или иной форме, деятельности Межбанковского объединения в рамках организации – с соответствующей инициативой Китай выступил ещё в 2010 году, а создать фонд развития ШОС предложил в 2013 году Владимир Путин. Однако, как следует из статьи Рашида Алимова, Генерального секретаря ШОС в 2016-2018 г., для того, чтобы для того, чтобы соответствующие «финансовые механизмы были созданы и начали действовать», продвигая многосторонние проекты, необходимо проявить политическую волю. Надо надеяться, что в новых условиях кардинально меняющегося мира позволит перейти от общих слов к практическим делам. Формирование в Шанхайской организации сотрудничества группы государств, находящихся под западными санкциями, «будет подталкивать страны организации к более четкой артикуляции по отношению к Западу и большему объединению», полагает В. Евсеев.
В своём выступлении Владимир Путин поблагодарил коллег по ШОС, поддержавших российские власти во время недавней попытки вооружённого мятежа. По мере обострения геополитических противоречий растут риски военных конфликтов, что в полной мере ощущает на себе Россия, и в условиях оказываемого на неё колоссального давления продолжающая устойчиво развиваться. На фоне резкой враждебности со стороны коллективного Запада «торговля России с государствами – членами объединения в прошлом году увеличилась более чем на треть – 37 процентов, достигнув рекордных 263 миллиардов долларов. А за январь – апрель нынешнего года прибавила ещё 35 процентов». Расширяется и использование во взаиморасчётах национальных валют: «например, более 80 процентов коммерческих сделок между Россией и Китайской Народной Республикой осуществляется в рублях и юанях. Доля же российской валюты в экспортных операциях со всеми странами ШОС в 2022 году превысила 40 процентов». И несмотря на то, что позиции доллара пока достаточно крепки, эпоха тотального доминирования американских денег необратимо уходит в прошлое, по мере становления альтернативных незападных альянсов, таких как ШОС или набирающий силу БРИКС, в рамках которого уже в августе может быть принято решение о создании собственной валюты, обеспеченной золотом.
Шанхайская организация сотрудничества способна стать важным голосом реформирования глобальных институтов, в том числе ООН, уверен Нарендра Моди. Однако для практической реализации этой идеи необходима максимально тесная координация внешнеполитической, экономической, культурно-гуманитарной и иной деятельности, нацеленной на укрепление взаимного доверия. Западные адепты неоколониализма и империализма не преминут использовать любой подходящий повод для провоцирования межгосударственных конфликтов, но и внутренних противоречий, как делают они это даже в отношении Индии, одновременно усиленно зазываемой в сомнительные антикитайские альянсы. В западных СМИ ширится дезинформационная кампания против инициативе «Пояса и пути», выставляемого «инструментом китайской экспансии», в то время как «альтернативные» проекты выделяются значительные суммы…
Помимо межгосударственных форматов взаимодействия, Шанхайская Организация Сотрудничества предоставляет широкие возможности и в качестве площадки для научного, экспертного диалога, позволяющего откровенно и конструктивно обсуждать актуальные проблемы «Большой Евразии», нашедшие отражение в принятой участниками саммита Нью-Делийской декларации. Реализация подготовленных к заседанию документов внесёт весомый вклад в укрепление стратегического партнёрства в рамках объединения, уверен глава российского государства.
Андрей Арешев, по материалам: Фонд стратегической культуры