Начиная с 13 июня, металлургический завод, строящийся созданным в прошлом году армяно-американским предприятием ООО GTB STEEL вблизи населенного пункта Ерасх, который находится в часе езды от Еревана, на границе с Нахичеванской автономной республикой, регулярно подвергается обстрелам из стрелкового оружия различных калибров со стороны ВС Азербайджана. В результате стрельбы 14 июня были ранены двое граждан Индии, работающих на объекте, их жизнь вне опасности.
Министерство экологии Азербайджана распространило специальное заявление, в котором утверждается, что «без согласования этой деятельности с Баку» Армения нарушает международные экологические стандарты, оказывая «серьёзное негативное влияние на экологию Азербайджана». В Баку ссылаются на Конвенцию Эспо (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте), утверждая, что Армения (ратифицировала конвенцию в 2011 году), как сторона этого документа, была обязана согласовывать этот проект с Азербайджаном.
«Производственные сточные воды с высоким химическим содержанием крупных горнодобывающих предприятий Армении – Каджаранского медно-молибденового комбината и Капанского горно-обогатительного комбината (в Сюнике на юге Армении. – Ред.) на протяжении длительного времени интенсивно загрязняют трансграничную реку Окчучай», – заявили в правительстве Азербайджана.
Даже если предположить, что Армения действительно нарушила данную Конвенцию, следует учесть, что в статье 15 Конвенции (Урегулирование споров) чётко обозначено: «При возникновении спора между двумя или более Сторонами относительно толкования или соблюдения настоящей Конвенции они стремятся к урегулированию спора путем переговоров или любым иным способом по своему усмотрению». Споры решаются в Международном суде или арбитраже. И нигде не говорится, что в случае нарушения одной из сторон положений Конвенции другая имеет право открывать огонь на поражение по строящемуся объекту и по работающим на нем людям.
«Строительство завода полностью соответствует ее (Армении. – Ред.) международным обязательствам, а ложная обеспокоенность Азербайджана лишь преследует цель воспрепятствовать экономическому развитию Армении и иностранным инвестициям», – парировали в МИД РА. Ответ министерства охраны окружающей среды республики был более предметным. В частности, в нем отмечается, что в Ерасхе будет перерабатываться черный металлолом, что по конвенции не входит в категорию объектов, представляющих экологическую трансграничную угрозу. Строящийся металлургический завод будет заниматься выпуском черных металлов, арматуры, стальных уголков и труб.
В категорию опасных объектов подпадают предприятия цветной металлургии, доменные и мартеновские печи, в то время как на заводе в Ерасхе будет применяться индукционная печь, работающая на электричестве. Важным критерием при оценке ущерба того или иного предприятия являются объемы производства. Для таких видов деятельности, как переработка черных металлов, 180 тыс. тонн в год, а именно столько планирует перерабатывать завод в Ерасхе, объем весьма невелик (обычно производительность таких предприятий начинается с 1 млн тонн). При оценке также учитывается расстояние между предприятием и ближайшими населенными пунктами, водно-болотными угодьями, установленными Рамсарской конвенцией, особо охраняемыми территориями, памятниками, археологическими объектами.
Ближайший населенный пункт Нахичевани находится в 5 километрах от предприятия по прямой линии, и планируемая деятельность никоим образом не может нести ущерб территории. Водно-болотные угодья и прочие объекты, устанавливаемые международными конвенциями, также отсутствуют.
В министерстве также объясняют, что выбор территории для строительства завода в Ерасхе, применяемая современная технология и экологические мероприятия сведут к минимуму негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей, а влияние на атмосферу полностью исключено, так как на предприятии будет внедрена двухступенчатая система, фильтрующая выбросы газов на 99%. На предприятии планируется поставить систему очистки сточных вод, эффективность которой составит 95-98%. Очищенные воды будут стекать в каналы, а также использоваться в оросительных целях. Крупнейшая водная артерия – река Аракс находится в 6 километрах от объекта, и производственные процессы не предусматривают стока в неё вод. Исключено также воздействие на фауну и флору. Управление отходами также будет осуществляться в рамках законодательных норм. Чёрный металлолом, который будет использоваться в качестве сырья (12 тысяч тонн в год), к тому же считается неопасным отходом.
С запуском производственного процесса на заводе будет создана 1 тыс. рабочих мест. Собственниками предприятия являются гражданин США индийского происхождения Бобби Сингх Канг и гражданка Армении Ноно Саргсян, директор предприятия Тигран Акопян. Общая стоимость проекта оценивается в 70 млн долл.
В настоящее время на строительстве завода занято до 200 человек, из коих 70 граждан Индии с соответствующими знаниями и опытом. Следует отметить, что в Армении нет эксплуатируемых месторождений железа, однако спрос на продукцию из стали постоянно растёт. Это связано с беспрецедентным ростом объёмов строительства, для которого необходимо наличие качественной и недорогой арматуры. Завод будет возведен на территории площадью 16,5 тыс. кв. м с выходом на железную дорогу, возобновление работы которой является одной из тем армяно-азербайджанских переговоров на различных площадках.
В настоящее время арматура в страну поступает в основном из России, Ирана и до прошлого года с Украины. Армения продавала тонну железного лома за 40-45 тыс. драмов (1 долл. = 385 драм), в то время как готовая продукция ввозилась по цене в 9-10 раз дороже. Естественно, что в сложившейся ситуации целесообразно развивать собственное производство с использованием вторичного сырья. Такое производство позволит создать не только дополнительные рабочие места, но и увеличить поступления в бюджет, снизить цены на данную продукцию на внутреннем рынке.
Для того чтобы как-то дать понять Азербайджану, что в данном случае его армия обстреливает промышленный объект с участием американского инвестора, наряду с флагом Армении здесь был поднят и звёздно-полосатый, но обстрелы все равно продолжались. Баку стремится воспрепятствовать строительству предприятия, уверен его директор Т. Акопян, заметив, что, хотя ранее поступили предложения построить завод в других частях Армении, но Ерасх был выбран сознательно, в целях развития приграничной зоны страны. «Они бьют по оборудованию и рабочим, пытаются помешать строительству завода. Почему они это делают, понятно, потому что они не хотят, чтобы мы добились экономического усиления, а наш завод внесет достаточно серьезный вклад в экономику Армении», – отметил Акопян.
Пока напряжённость на этом участке границы снизилась, вновь переместившись в Нагорный Карабах. Между тем на фоне событий вокруг строящегося завода в Ерасхе информационные агентства Армении сообщили о том, что иранское ЗАО «Alvand Mining and Mineral Industries» заинтересовано в строительстве завода по производству катодной меди в Сюникской области. Соответствующий предварительный план обсуждался на встрече замминистра экономики РА Нарека Теряна с председателем правления иранской компании Мохаммадом Резой Мирзой в Ереване. Подчеркнув важность двустороннего сотрудничества в этой сфере, Терян выразил готовность поддержать разработку и реализацию совместных программ в рамках компетенции министерства.
Известно, что на юге Армении ещё с царских времён разрабатывались значительные запасы меди, молибдена, свинца, других ценных металлов. В частности, в городе Каджаране действует Зангезурский медно-молибденовый комбинат (контрольный пакет акций которого – у российской «Промышленной компании», подразделения GeoProMining) – один из крупнейших промышленных предприятий республики, многолетний лидер списка 1000 налогоплательщиков. Что касается возможностей Ирана в этой сфере, то эта страна давно и уверенно входит в десятку крупнейших производителей катодной меди в мире.
В то же время интерес к армянской металлургии проявляет и Америка, что создаёт довольно парадоксальную ситуацию, при которой давние геополитические оппоненты, периодически обнаруживающие склонность к закулисным переговорам, инвестируют либо же проявляют интерес к металлургической отрасли небольшой кавказской республики. По мнению экономиста профессора МГУ Алексея Скопина, присутствие США и Ирана в Сюнике – это не чистая бизнес-игра, а игра с политическим подтекстом. Ведь сама по себе медь вряд ли привлекательна для США, у которых есть «под боком Чили, где меди полно».
Интерес же Ирана, по словам Скопина, имеет скорее геополитический смысл и связан не столько с инвестициями в развитие металлургии, сколько с намерением усилить свое влияние в Армении в противовес азербайджано-турецкому давлению.
Как представляется, активность крупных внешних игроков в сфере металлургии, прежде всего цветной (добыча и переработка) в Сюникском, Вайоцдзорском и Араратском марзах Армении, будет с серьёзным геополитическим подтекстом только нарастать.
Саркис Мартиросян, по материалам: Ритм Евразии