Действующие власти Еревана усердно нагнетать антироссийские настроения, в том числе, по излюбленной постсоветской матрице – через культурно-образовательную сферу. В силу ряда объективных и субъективных факторов, в Армении это было делать сложнее, нежели в других бывших советских республиках, ставших в 1991 году независимыми государствами. Однако, надо отдать Пашиняну и компании должное – стараются они упорно, неукоснительно следуя наказам небезызвестного Джона Болтона, предписавшего через полгода после «бархатной революции» 2018 года непременно отказаться от зловредных «исторических стереотипов». Будь они, добавим от себя, даже никакими не «прорусскими», а несомненными историческими фактами, перевирание которых непременно ведёт к самым печальным последствиям.
И вот, как говорится, понеслось, причём после окончательной сдачи Карабаха – вполне откровенно и форсированно. Надо отметить, подобного рода тенденции наблюдались ещё в первые годы постсоветской Армении, и некоторая «заморозка» процесса после 1993 года вовсе не означала нивелирования деструктивных тенденций.
Как отмечает российский историк Олег Айрапетов, «во всех республиках СССР, если приглядеться, работают по одному и тому же сценарию, отработанному впервые на Институте памяти Польши. Потом этот сценарий был применен в Прибалтике, потом в Грузии и на Украине. Начинается все с пересмотра наследия Советского Союза, с провозглашения национальными героями тех, кто был коллаборантами Гитлера. Соответственно, это героизация войск СС в Эстонии и Латвии, всякого рода зондер-команды в Литве, Бандера и дивизия СС "Галициен" на Украине, в случае с Грузией – [запрещённый в России] «Грузинский легион», в случае с Арменией – Нжде», героизация которого началась ещё при третьем президенте Серже Саргсяне, политику коего по многим направлениям развивает Никол Пашинян и его окружение, включая, в частности, воспитанницу «соросовской» сетки министра науки, культуры и спора РА Жанну Андреасян.
Во многом именно благодаря её усилиям в новом армянском учебнике для 8-го класса, обучение по которому начнётся уже в сентябре, присоединение земель Восточной Армении к Российской империи в 1828 году названо аннексией (один из разделов именно так и озаглавлен). Ранее учебник за авторством Аллы Харатян, Заруи Акопян и скандального историка Смбата Ованнисяна уже получал негативные отзывы от профессионального сообщества.
Как же дело обстояло в реальности? 2 февраля 1828 г. между Российской империей и Персией был подписан Туркманчайский мирный договор, завершивший вторую русско-персидскую войну 1826-1828 гг. Первая (из 16-ти) статья гласила: «Отныне на вечные времена пребудет мир, дружба и совершенное согласие между Его Величеством императором Всероссийским и Его Величеством шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов, их державами и обоюдными подданными».
Новая граница между Российской империей и Персией устанавливалась по реке Аракс. К России отошла территория Восточная Армения – Эриванское и Нахичеванское ханства. Персидская сторона обязалось не препятствовать переселению армян в новообразованную Армянскую область, созданную на территории этих ханств, что способствовало началу процесса собирания армянского народа в составе Российской империи. Среди прочего, к российской стороне отошла крепость Аббас-Абад с прилегающей к ней территорией. Также было подтверждено исключительное право России на присутствие военного флота на Каспийском море.
На Иран налагалась контрибуция в 20 млн. руб. серебром, впоследствии сокращённая до 10 млн. руб. Одновременно с договором был подписан «Особый акт о торговле», согласно которому русские купцы получали право свободной торговли на всей территории Ирана; на ввоз российских и иранских товаров вводилась единая пятипроцентная пошлина. В свою очередь, Россия признала принца Аббас-Мирзу наследником шаха.
Со стороны Санкт-Петербурга мирный трактат подписали генерал И.Ф. Паскевич и командированный Министерством иностранных дел действительный статский советник А.М. Обрезков, от шахских властей – Аббас-Мирза и мирза Абул-Хасан-хан. Большое влияние на результаты переговоров оказал дипломат и поэт А.С. Грибоедов, выполнявший обязанности редактора протоколов конференции. Это позволило ему внести некоторые важные уточнения в текст мирного трактата, в частности, в ту часть, которая касалась условий переселения и амнистии населения пограничных регионов. Именно Грибоедовым, ставшим впоследствии жертвой заговора с явным британским следом, был также составлен и отредактирован окончательный текст проекта договора.
Туркманчайский мирный договор 1828 г. составлял юридическую основу для русско-иранских отношений вплоть до 1917 г.
Заметим, что до прихода Российской Империи по южную сторону Большого Кавказского хребта имелась россыпь зависимых от Персии мусульманских ханств: Бакинское, Гянджинское, Джавадское, Эриванское, Карабахское, Кубинское, Нахичеванское, Талышское, Шекинское, Ширванское... Во время персидских междоусобиц, противоборства династий либо отдельных местных владык, на фоне внешних вторжений (например афганцев) тюркоязычные и прочие владетели этих квазигосударственных образований с тем или иным успехом пытались вести независимую политику, однако с приходом к власти Каджаров, в 1796 году, давление на периферийных властителей еще более усилилось, ибо шахиншахи всегда считали кавказские ханства частью Персии.
Не зайди Российская Империя на южную часть Кавказа (что предполагало подчинение и его северной части, что заняло едва ли не полвека), судьба проживавшего на этих территориях грузинского и армянского населения сложилась бы весьма печально, если не сказать трагически. Россия сделала благое дело, где уговорами, а где и более жёсткими методами, оторвав часть местных мусульманских владений от соседа за Араксом (к слову, в азербайджанской историографии и литературе эта река традиционно рассматриваются как трагический символ разделённого по её берегам народа).
После того как генерал Цицианов захватил ещё в 1804 году Гянджу, Персия объявила войну северному соседу, в которой Россия ожидаемо победила. Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813 года к России отходила большая часть Закавказья – за исключением Эриванского и Нахичеванского ханств, присоединённых, как было отмечено выше, в 1828 г. «Россия ликвидировала оба эти государственных образования, вернула термин «Армения» на политическую карту региона. Здесь была создана сначала Армянская область. А ведь это понятие к 1828 году уже не существовало столетиями», – отмечает О. Айрапетов.
Армянская область на карте Закавказья
Самой важной для армянского народа стала статья договора, открывавшая возможность к переселению «персидских» армян в новые русские владения. Надо отметить, что предки немалой их части насильственно переселялись в глубинные районы Сефевидской и Османской держав в ходе затяжных ирано-турецких войн XVI-XVIII вв. Применявшаяся соперниками тактика «выжженной земли» со временем привела к тотальному разорению обширных районов Араратской долины и многих других районов современного Закавказья и существенному изменению этноконфессионального состава местного населения.
Здесь достаточно вспомнить описанный историком Аракелом Даврижеци Великий сургун (Великое изгнание) во времена шаха Аббаса, проведшего в 1604-1605 гг. насильственную депортацию армянского населения из Восточной Армении на территорию центральной и северной частей Персии в ходе очередной османо-сефевидской войны (1603-1618). По разным оценкам, число переселенцев составило от 250 000 до 300 000 человек. В ходе депортации армянские города и сёла были разграблены и уничтожены, а многие их жители – жестоко убиты, подвержены насилию или погибли в пути, менее половины выжили во время переселения. Эти и похожие более локальные события радикально изменили этническую картину Армянского нагорья, значительно снизив численность армянского населения в регионе. В частности, массовая депортация армян сделала их меньшинством в Нахичеване, а также заметно увеличила процент мусульман (тюрков и курдов) в других областях, включая исторический Арцах (Нагорный Карабах).
Прекращение войн, улучшение условий безопасности и экономической деятельности, исторические связи армян с северной державой способствовали переселению на уже на российский Кавказ десятков тысяч недавних подданных Персидской и Османской империй, большинство из которых были там людьми второго сорта. Уже 21 марта 1828 г. указом Николая I была учреждена Армянская область (хотя имелись и альтернативные проекты, включая переселение казаков). После нескольких столетий пребывания в религиозно чуждой среде армянский народ получил возможность развития в составе единоверной державы. И несмотря на то, что раем для населявших её народом она не была (как им любая другая империя), именно пребывание армян, как и других народов, в составе Российской империи, сформировало предпосылки к дальнейшему поэтапному строительство национального государства.
В мае 1918 г., после распада Закавказского сейма, три наиболее многочисленных народа Кавказского края заявили о создании национальных республик, оказавшихся, впрочем, весьма недолговечными. Провозглашённая в 1920 г. Советская Армения, пусть и с оставленными ей (благодаря неудачной войне с турками в 1920 г. и Александропольскому договору) более «узкими» границами, за время пребывания в составе Советского Союза достигла колоссальных успехов в экономическом, социальном и научном и культурном строительстве. Накопленного потенциала хватило ещё и примерно на четверть века «третьей» Республики Армения, провозглашённой в 1991 году.
Численность населения на её территории в современных границах непрерывно росла с 1828 года по 1914 год. В 1914 году население Армении превысило миллион человек. После 1921 г. отмечается стремительный рост численности населения, достигнув 3 млн 600 тыс. к 1990 году.
После обретения независимости население Армении непрерывно уменьшалось и сейчас в республике проживает немногим более трех миллионов человек (однако в ходу и более пессимистичные оценки).
Пойдет ли такое переписывание истории на пользу гордому, но небольшому населению формально независимой Армении, правители которой буквально отрицают собственное существование, что проявляется в том числе и в погроме культурно-образовательной сферы, и в атаках на Армянскую Апостольскую церковь, и в безумии пропаганды, продолжающей делить народ на «белых» и «чёрных» (в которые, вслед за карабахцами, записывают уже и диаспору, прежде всего российскую)? Думается, ответ понятен. Известно, что историю всегда переписывают победители. Но в данном случае армянский народ в число победителей не входит. Под водительством Пашиняна и компании Армения потерпела сокрушительное поражение, и сейчас тюркско-британский альянс доводит ситуацию до логического с их точки зрения конца.Сейчас в армянских учебниках пишут откровенную ложь. Руководство республики, находящееся под полным контролем спецслужб Великобритании, делает всё, чтобы представить Россию, спасшую армян Кавказа от полного уничтожения и окончательного рассеяния и ассимиляции, не иначе как оккупантом. Об аннексии территорий бывших Ереванского и Нахичеванского ханств «мог бы заявить Азербайджан (там, кстати, это и делают), – отмечает О. Айрапетов. – …Такое заявление могли бы сделать и в Тегеране. Но когда это делается в Республике Армения… Когда в Ереване говорят, что политика России, которая вернула армянам Армению, – это преступление – то что это? Какой из всего этого можно сделать вывод? Он напрашивается сам по себе: преступление должно быть исправлено. Раз вы считаете это преступлением, то вслед за ликвидацией Нагорного Карабаха, должна быть ликвидирована и Республика Армения».
Это означает, что Республика Армения будет по факту лишена даже малейшей независимости, торжествующие победители будут мало-помалу урезать ее территорию, поощряя отток её населения, с окончательным подчинением конструируемому британцами и Анкарой «туранскому» проекту XXI века. Отказ от «исторических стереотипов» по заветам Болтона предполагает окончательную интеграцию в «тюркский мир», призванный защитить «новую Армению» от назначенных ей мифических «врагов». Как отмечает политический обозреватель Бениамин Матевосян, и Джон Болтон, и Никол Пашинян хорошо усвоили мысль Дж. Оруэлла о том, что «тот, кто управляет прошлым – управляет и будущим, а тот, кто управляет настоящим – управляет прошлым».
Тигран Баграмян