Сирия: парад в Хмеймиме, разборки в Идлибе, хаос в турецкой оккупационной зоне

Дамаск протестует против возможного перекрытия «международным контингентом» границы с Ливаном

24 июня на российской авиабазе Хмеймим в Сирии состоялся военный парад, приуроченный к 75-летию Парада Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 1945 году.

«Нам выпала честь участвовать в параде, посвященном 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, на территории Сирийской Арабской Республики в одном строю с военнослужащими сирийской армии. Нас объединяют... наша ответственность за настоящее, будущее и героическое прошлое. Будем достойны подвига поколения Великой Отечественной войны!»

– отметил командующий группировкой войск ВС РФ в Сирии генерал-лейтенант Александр Чайко. В мероприятии приняли участие более тысячи российских и сирийских военнослужащих. В составе механизированной колонны по плацу проехали бронеавтомобили «Тигр-М» и «Тайфун», бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А, зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Панцирь» и оперативно-тактические комплексы «Искандер-М», а также военная техника сухопутных частей Сирийской арабской армии. В воздушной части парада были задействованы 17 самолётов и вертолетов.

Ранее, как сообщил руководитель российского Центра по примирению враждующих сторон в САР Александр Щербицкий,

«Около 22:30 [22 июня] российскими средствами противовоздушной обороны были выявлены приближавшиеся к району расположения российской авиабазы Хмеймим и населенному пункту Джебла провинции Латакия беспилотные летательные аппараты. Огнем российских и сирийских средств ПВО сбито два беспилотных летательных аппарата боевиков в ударном оснащении».

В тот же день сирийские силы противовоздушной обороны отразили атаку беспилотников на район Джабле в 15 километрах от российской авиабазы. Согласно ряду источников, российские средства ПВО «Панцирь-С» и «Тор» с некоторого времени размещены севернее Хмеймима, благодаря чему они могут эффективнее отражать атаки террористов, а также  отслеживать возможные атаки на позиции САА со стороны Турции и её местных «клиентов».

Общую напряжённость на северо-западе Сирии усиливают регулярные стычки между боевиками запрещённой террористической группировки «Хайат Тахрир Аш-Шам» и её оппонентами в виде так называемого «оперативного штаба», включающего банды запрещённых в России «аль-Каиды», «Хурас ад-Дин» и др. В свою очередь, русскоязычные боевики из группировок, включающих уроженцев Центральной Азии и Кавказа, пытаются (не слишком удачно) играть роль посредников, улаживая имеющиеся разногласия.

По информации Telegram-канала Directorate4, главари «ХТШ» ужесточают контроль над рядовыми боевиками. Даже в случае успешного оформления процедуры выхода из объединения, им «запрещается создавать новую группировку или присоединяться к существующим. Однако это будет возможно после обращения в “комитет контроля и наблюдения” при “ХТШ”», которая «начинает руководствоваться старой бандитской поговоркой про “вход рубль – выход два”». Одно из предположений – все эти меры направлены против конкурирующих группировок, годами отвергающих (и продолжающих это делать) все российско-турецкие договоренности о «зоне деэскалации» Идлиб. На подконтрольных им территориях боевики «ХТШ» арестовывают неугодных лиц, включая иностранцев, таких, как бывший британский подданный Такир Шариф, занимавшийся «гуманитарной деятельностью» под эгидой британской НПО «Live Updates from Syria» и проживающий рядом с лагерем для перемещенных лиц в районе поселения Атма. Офисы упомянутой НПО также опечатаны, и из публикации Directorate4 становится ясно почему. В 2017 году правительство Великобритании лишило Шарифа (и ещё некоторых переехавших в Сирию лиц) гражданства по причине их связи с террористической группировкой «аль-Каида». 

Разборки в Идлибе, 23-24 июня

«Соглашение о перемирии» между «ХТШ» и её противниками продержалось недолго, разборки продолжаются. Как сообщает Федеральное агентство новостей, на фоне междоусобицы в Идлибе начались столкновения между протурецкими группировками в Эль-Бабе и Рас-эль-Айне. Жители Телль Абьяда устроили митинг и протесты против произвола боевиков «сирийской национальной армии», отбирающих в пользу своих хозяев выращенную местными крестьянами пшеницу.

Турецкие беспилотники активизировались в небе над районом курдского поселения Кобани, где ими были убиты три женщины. Командующий «Сирийскими Демократическими силами» Мазлюм Кобани призвал Вашингтон и Москву прекратить турецкую политику этнических чисток, а местные жители вышли на антитурецкие демонстрации. Включение Кобани в оккупационную зону Турции позволило бы связать районы проведения операций «Щит Евфрата» и «Источник мира» (западение и восточнее Евфрата соответственно), что дало бы Анкаре дальнейшее стратегическое преимущество. Россия, чья военная полиция, наряду с постами сирийской армии, развернута вокруг городка, перед угрозой турецкого нападения пытается побудить курдов к сделке с Дамаском, однако пока безрезультатно.

24 июня сирийские СМИ сообщили о работе ПВО в провинции Хама. «В 0:45 Израиль осуществил новую агрессию с воздуха, атаковав несколько наших объектов в Салямии и Саббуре в провинции Хама, – говорится в заявлении сирийского военного командования. –  …Потери сведены до материального ущерба». Убито несколько военнослужащих, а несколькими часами ранее позиции правительственных сил были атакованы с воздуха в провинциях Сувейда и Дейр-эз-Зор. Лондонская «обсерватория по правам человека» сообщает об ущербе, нанесённом иранской логистической инфраструктуре в Сирии. В этой связи следует обратить внимание на недавнюю волну провокационных публикаций о готовности Израиля атаковать базу Хемемим, через которую якобы «проходят поставки иранского оружия для сирийских военных». Будучи не в состоянии «ударить прямо», Западный Иерусалим вполне в состоянии усилить давление за счёт более интенсивных налётов беспилотников. Соответственно, случаи их обнаружения вблизи российских военных объектов участятся. Будущее покажет, насколько точным окажется этот прогноз.

* * *

Дамаск выступает против присутствия международных сил на сирийско-ливанской границе, как того хотят США и другие западные государства, заявил министр иностранных дел САР Валид Муаллем, комментируя перспективы возможного сотрудничества с Ливаном в вопросе противодействия американским санкциям. Так называемый «закон Цезаря» поставил Ливан перед тяжёлым выбором, ибо он нацелен на полное прекращение торгово-экономических отношений с Сирией в любом проявлении. Сухопутная граница страны – единственные «ворота» для транзита и экспорта товарооборота из Ливана в страны Персидского залива, в то время как в банках «страны кедра» лежат значительные средства сирийских вкладчиков. Наконец, Ливан очень зависим от импорта сирийской электроэнергии, отказ от которой может иметь катастрофические последствия, напоминает экономист и журналист Искандер Кфури.

Нельзя не заметить, что санкционная политика Вашингтона направлена на социально-экономическую дезорганизацию и хаос не только в Сирии, но и по всему региону Ближнего Востока. В интервью РИА Новости директор департамента международных организаций МИД России Пётр Ильичев обвинил Вашингтон в поощрении курдского сепаратизма, финансируемого за счёт прибыли от незаконной торговли сирийской нефтью:

«Изначально американцы и их союзники оправдывали свое вторжение необходимостью борьбы с [запрещённой в России террористической группировкой] ИГИЛ. Со временем, однако, их антитеррористические усилия трансформировались в геополитический эксперимент. Группировка ИГИЛ, несмотря на победные реляции Вашингтона, так и не была разгромлена. Зато США сконцентрировали свои действия в Сирии на поощрении курдского сепаратизма на деньги от незаконной торговли сирийской нефтью из Заевфратья».

Тем временем опасные «гонки по вертикали» в пустынных местностях северо-востока Сирии не прекращаются, чему поступают всё новые видеосвидетельства.

Несмотря на противодействие со стороны партнёров, российские военные продолжают оказывать сирийским гражданам помощь в восстановлении мирной жизни. Так, в поселениях Мединет-Рхая провинции Хасеке и Кафер-Бесин провинции Алеппо местным жителям было роздано 690 продовольственных наборов общим весом 3,35 тонны. Всего с начала процесса урегулирования силами ЦПВС проведено 2426 гуманитарных акций; общий вес гуманитарного груза превысил 4 тысячи тонн. Опровергая инсинуации ряда западных агентств, представитель России при структурах ООН международных организациях в Женеве Геннадий Гатилов подчеркнул полное выполнение Москвой своих обязательств по гуманитарному праву в Сирии. «Есть или, вернее, был так называемый неформальный механизм оповещения, так называемый деконфликтинг, который администрируется Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов,пояснил дипломат. – Подчеркну, что это именно неформальный, необязывающий механизм обмена данными, который, по сути, является односторонней инициативой упомянутой ооновской структуры – УКГВ. Никаких официальных документов, тем более подписанных, о существовании некой системы защиты медицинских учреждений в Сирии не существовало и не существует».

«В свое время мы пытались наладить сотрудничество с УКГВ по данному вопросу по их инициативе, но у нас накопился негативный опыт взаимодействия с ооновцами на этом направлении», – продолжил Г. Гатилов. В данных, передаваемых УКГВ, «постоянно были ошибки и несоответствия», причём «в большинстве случаев оказывалось, что инфраструктура, которая была обозначена как разрушенная, на деле цела и невредима. То есть координаты были, как правило, неверными. Более того, эти объекты не имели никакого отношения к медицинским учреждениям или к каким-либо другим гражданским учреждениям». Ответом на опровержения российской стороны (при полном игнорировании позиции Дамаска) была и «остаётся  политизированная критика, которую мы больше терпеть не намерены».

«…Все действия Воздушно-космических сил России, которые находятся в Сирии по приглашению сирийского правительства, осуществляются при неукоснительном соблюдении норм международного гуманитарного права. То, что предпринимает Россия в этом плане, относится лишь к борьбе с террористическими группировками – теми, которые официально запрещены в соответствующих документах Совета Безопасности ООН. Поэтому мы со своей стороны все наши обязательства по гуманитарному праву выполняем, и эта наша позиция остается неизменной»,

– заверил Геннадий Гатилов.

Андрей Арешев