Пустыня в центре страны – под контролем террористических банд
16-17 февраля в Сочи, после длительного перерыва, прошла двухдневная встреча делегаций государств – гарантов переговорного процесса по Сирии а «астанинском» формате. Заседание ранее откладывалось, первоначально оно должно было состояться в сентябре 2020 года в Казахстане, однако санитарно-эпидемиологические ограничения внесли свои коррективы. Помимо делегаций России, Ирана и Турции, в переговорах приняли участие представители международных организаций, в том числе ООН и МККК, делегации сирийского правительства и оппозиции.
По словам спецпредставителя Президента РФ по Сирии Александра Лаврентьева, предметом обсуждения были вопросы политического урегулирования, борьбы с терроризмом, возвращения беженцев, поиска пропавших лиц и экономическая ситуация в Сирии.
Как и следовало ожидать, представители администрации Джо Байдена и Госдепартамента Энтони Блинкена от поездки в Сочи отказались:
«Мы отправляли приглашение и нашим американским партнёрам для участия в конференции, но, к сожалению, получили отказ. В настоящее время американцы заняты внутренними делами и, видимо, ещё не совсем определились с линией на сирийском направлении».
– сообщил А. Лаврентьев. Напомним, американские дипломаты присутствовали на мероприятиях в рамках «астанинского формата» до 2018 года. Участники мероприятия в очередной раз осудили незаконный захват и передачу доходов от продажи нефти на северо-востоке Сирии. В принятом по итогам мероприятия документа совместном заявлении отмечается решимость России, Ирана и Турции противостоять сепаратистским планам в Заевфратье, направленным на подрыв единства Сирии. Разумеется, здесь отражена обеспокоенность планами Белого Дома по усилению поддержки «Сирийских демократических сил». Одновременно выражена обеспокоенность усилением боевиков в «большом Идлибе», включая рост активности запрещённой в России террористической группировки «Хайат Тахрир Аш-Шам». При этом уже в следующем абзаце подчёркивается необходимость поддержания мира «на местах» путем полного выполнения всех существующих соглашений по Идлибу, и указывается на отсутствие военного решения сирийского кризиса. Ранее, со ссылкой на разные источники, мы не раз писали о деятельной поддержке, оказываемой боевикам властями соседнего государства – одного из участников «астантинского» посреднического формата. Недавние события на севере Ирака свидетельствуют о расширении военной экспансии Турции на сопредельных территориях не только в Ираке, но, возможно, также и в Сирии.
На следующий день, 18 февраля, состоялся телефонный разговор президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, обсудивших ситуацию в Сирии, а также в Нагорном Карабахе (в случае с которым трёхстороннее взаимодействие с подключением Ирана оказалось невостребованным).
«Затронута тематика сирийского урегулирования. В свете усилий России и Турции по стабилизации обстановки в провинции Идлиб подтверждена обоюдная приверженность бескомпромиссной борьбе с осевшими в Сирии международными террористическими группировками»,
– сказано в сообщении пресс-службы Кремля. В Москве и Анкаре полагают необходимым следовать пунктам соглашения, достигнутого в рамках «астанинского формата». Между тем, как указывают некоторые наблюдатели, вопросы военного характера всё чаще рассматриваются военными и дипломатами России и Турции без «привязки» к астанинскому формату. Как и прежде, сглаживающий «острые углы» политес не отменяет необходимости силового противостояния явно усиливающимся боевикам международных террористических группировок. Так, 18 февраля ВКС России совместно с сирийцами уничтожили группу боевиков, также был найден тайник с боеприпасами, принадлежащий членам запрещённого в России «ИГ», использовавшийся для террористической деятельности в провинциях Хомс и Дейр-эз-Зор.
«В ходе операции были уничтожены четыре боевика на двух пикапах с крупнокалиберными пулеметами, которые были обнаружены в районе схрона и выполняли, судя по всему, функцию охранения»,
– заявил российской группировки в САР. В тайнике обнаружено 36 единиц автоматов и ручных пулеметов, семь крупнокалиберных пулеметов, станковый гранатомет с 28 гранатами, установка ПТУР, 87 мин и гранат, около 40 килограммов взрывчатых веществ и свыше 22 тысяч боеприпасов, в том числе производства стран НАТО. А в конце минувшей недели в российском Центра примирения враждующих сторон зафиксировали подозрительную активность боевиков «ХТШ» и псевдогуманитарной организации «Белые каски» в районе поселения Фу`а провинции Идлиб:
«По имеющейся информации, боевики незаконных вооруженных формирований осуществляют подготовку к проведению провокации с целью обвинить сирийские правительственные силы в нанесении ударов по населенным пунктам в Идлибской зоне деэскалации».
Не исключено, что возросшая активность боевиков пустынных районах центра страны («чёрная дыра, истощающая силы режима») прямо связана с деятельностью американского лагеря подготовки боевиков в Эт-Танфе. Согласно подсчётам SOHR, в январе здесь было убито 153 сирийских военнослужащих и ополченцев, из которых 70 – в пяти засадах. В то же время в результате российских авиаударов и наземных столкновений убит 81 боевик. В начале февраля на участке Иттрия – эс-Сухна было убито ещё 19 сирийцев, палестинцев из «Лива аль-Кудс» и др. Некоторое время назад в Дамаске объявили о начале серии операций в провинциях Дейр-эз-Зор, Хомс и Хама, направленных на обеспечение безопасности шоссе, соединяющей столичный регион с востоком страны. На юге страны, в соответствии с достигнутыми ранее договорённостями, сирийская армия на прошлой неделе вошла в Тафас, однако ряд приграничных с Израилем (Голанские высоты) и Иорданией в бассейне Ярмука пока остаются неподконтрольными.
Как сообщает источник РИА Новости, в начале года в Эт-Танфе прошла серия встреч эмиссаров спецслужб США, Франции, Великобритании и некоторых других государств с полевыми командирами «ИГ». Обсуждались «планы на будущее», в том числе – активизация «нападений на сирийские правительственные силы и проиранские вооруженные формирования, а также на места базирования российских военных в Сирии» (выделено нами – авт.).
«Кроме того, боевикам ставились задачи атаковать – в том числе с использованием начиненных взрывчаткой автомобилей – объекты экономической и транспортной инфраструктуры на всей территории Сирии, включая столичный регион»,
– добавил собеседник агентства. В списке целей – гражданские объекты, христианские храмы, мечети и молельные дома разных конфессий. Террористическим группировкам будет предоставлено «финансирование, снаряжение, боеприпасы и современные системы вооружений». Местные наблюдатели отмечают высокую маневренность и выучку террористов, хорошо приспособленных к условиям местности, действующих небольшими группами при чёткой координации. Основной район их сосредоточения, по некоторым данным – территория между оазисом эс-Сухна, второго после Пальмиры крупного поселения в пустыне (провинция Хомс), и аль-Букмалем и аль-Маядином (Дейр-эз-Зор). Помимо боевиков, перебрасываемых из Ирака и освобождаемых из тюрем и лагерей временного содержания в Заевфратье, планируется активизировать «спящие ячейки» на юге и юго-западе Сирии и в крупных городах центральной части страны:
«Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что приоритетными целями террористов, действующих по заказу западных спецслужб, объявлены находящиеся в Сирии российские военные».
И это вовсе не пустые угрозы. В начале недели некая группировка «Ансар аль-Таухид», связанная с запрещённой в России «Аль-Каидой», взяла на себя ответственность за обстрел 7 февраля российских и сирийских военнослужащих в поселении Кафр-Набль на провинции Идлиба, в результате чего имелись убитые и раненые. Указанная группировка относится к числу «непримиримых», отвергших российско-турецкое соглашение (сентябрь 2018 г.) о демилитаризованной зоне и «зоне деэскалации» в Идлибе. В августе 2019 г. штаб-квартира «Ансар аль-Таухид», куда вошли террористы из печально известной «Джунд аль-Акса», подверглась бомбардировке авиации «международной коалиции». По данным местных источников, в «Ансар аль-Таухид» может состоять более 700 боевиков, разбросанных по сельской местности Идлиба, прежде всего в районе Сармина и соседних деревнях на востоке провинции. Отношения этой радикальной группировки с «ХТШ» оцениваются ими как взаимовыгодные и прагматично-дружественные. В отличие от многих «коллег», например из «Туркестанской Исламской партии» и др., «Ансар аль-Таухид» якобы представлена преимущественно уроженцами самой Сирии, что даёт ей и её кураторам дополнительные возможности. Высказывается предположение, что атака двухнедельной давности была осуществлена с одобрения «ХТШ» в рамках их курса на поддержание перманентной напряжённости на фронтах Идлиба. Не стоит забывать и о том, что вышеупомянутая «Джунд аль-Акса» стала широко известной, прежде всего, в провинции Хама. Здесь находятся христианские поселения Махарда и Скальбия, ополченцы которых («Национальные силы обороны») получили поддержку российских военных в противостоянии боевикам «свободной сирийской армии», а затем радикальным джихадистам. Фактор «христианской солидарности», как и идея построить в Сирии копию Собора Святой Софии, интерпретируемое как возвращение России к традиционной роли «защитника восточных православных христиан», будет использоваться в целях разжигания межконфессиональной ненависти и вооружённого противостояния.
Всё это лишний раз подводит к мысли о том, что и «астанинский формат» как таковой, и двустороннее российско-турецкое взаимодействие будет и далее испытываться на прочность.
Андрей АРЕШЕВ
Рисунок: Красная Весна